|
Отправлено: 10.01.11 20:59. Заголовок: ВОСПИТАНИЕ И НАЧАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА
Воспитание и начальная дрессировка щенка в зависимости от возраста Воспитание щенка должно начинаться с первого дня его приобретения для содержания, воспитания и начальной дрессировки щенка необходим следующий инвентарь: шлейка, ошейник, поводок короткий, поводок длинный, намордник, игрушки, апортировочные предметы, прутик, сумка для лакомства, сумка для инвентаря. К играм щенка со сверстниками прибегают по возможности. Это очень полезное многоплановое упражнение как для физического развития, так и для правильного воспитания щенка. И никакие другие игры не могут заменить щенку игру со сверстниками. Важно соблюдать, чтобы щенки резко не отличались по возрасту и физическому развитию. Первый период (до двух месяцев) Приучение к месту (вначале без команды, а с двухмесячного возраста вводится команда «Место). Щенка приучают к определенному месту. Для этого отгораживают место, делая невозможным выход оттуда, и периодически относят туда щенка, там же кормят его и т. д. С двухмесячного возраста отнесение и отвод щенка на место сопровождается командой «Место>. Приучение к владельцу (без команды). Достигается. путем кормления, общения, игр, ласки, прогулок и т.д. Приучение к кличке (командой служит кличка собаки). Щенка приучают к кличке в процессе общения с ним. Подачу клички каждый раз сопровождают дачей лакомства. Кличку не следует изменять, сокращать или придавать ей уменьшительно-ласкательную форму. Приучение к ошейнику и свободному движению на поводке (без команды). Прием в этом возрасте необходим для щенков, растущих в городских условиях, однако при возможности прогулок на изолированной территории его можно перенести на следующий период. Производится в процессе прогулок со щенком. При попытке сопротивления движению на поводке щенок привлекается лакомством и игрой. Приучение к новым раздражителям (без команды). Во время прогулок щенок знакомится с окружающей его средой. При появлении робости и боязни успокаивается лакомством и лаской. Приучение к чистоте в комнате (без команды). В этом возрасте чистоты можно достигнуть частыми и продолжительными прогулками со щенком. Приучение к осмотру, чистке, расчесыванию шерсти (без команды). Во время осмотра, чистки и расчесывания шерсти щенок оглаживается и поощряется лакомством. Постепенно он привыкает и доверчиво относится ко всем производимым действиям. Приучение к поводку («Ко мне»). Произнося кличку и тем самым привлекая внимание щенка, дрессировщик показывает ему корм или лакомство, одновременно произнося команду «Ко мне Подошедший щенок оглаживается и поощряется лакомством. Второй период (2—4 месяца) Приучение к новым раздражителям (без команды). Прогулки по улицам. Приучение к домашним животным (не бояться их и не преследовать; особенно важно для щенков, растущих в городских условиях или в питомниках), к поездам, автомашинам. Приучение к различным шумам (гудкам, грозе и т. д.). При встрече новым раздражителем и проявлением робости или боязни щенка успокаивают, оглаживают, отвлекают лакомством. Приучение щенка к чистоте в комнате (без команды). Достигается частыми прогулками, выгуливанием непосредственно после кормления. При учение к прекращению нежелательных действий («Фу!>, «Возьми!>). Приучение производится во время кормления. Щенок на поводке подводится к кормушке с кормом или лакомством. При попытке взять пищу подается команда «Фу!» и щенок сдерживается поводком. Поводок ослабляется и при новой попытке натягивается вновь, делая легкий рывок. Когда щенок не будет делать попыток взять корм, после небольшой паузы дается команда «Возьми», сопровождаемая оглаживанием. Дрессировщик делает шаг вперед и побуждает щенка съесть корм. Приучение брать тодноску по команде («Апорт>). Игрой и размахиванием поноски (в качестве поноски в этом возрасте можно использовать резиновый мяч; соломенный жгут, обшитый материей, легкую деревянную чурку) дрессировщик возбуждает щенка, вызывает у него стремление схватить ее. Уловив это стремление, дает команду «Апорт» и бросает подноску. Если щенок, побежав за поноской, не берет ее в зубы, дрессировщик толчком ноги оживляет ее, снова вызывает у щенка стремление к схватыванию и сопровождает это командой «Апорт>. Взявший подноску щенок оглаживается с одновременно произносимым восклицанием «Хорошо!» Приучение к не доверию к посторонним (без команды). Не разрёшать посторонним кормить, ласкать и играть со щенком. Третий период (4—б месяцев) Приучение щенка к новым раздражителям (без команды). Продолжительные прогулки в различной незнакомой местности на поводке и без поводка. Приучение щенка к хождению рядом с дрессировщиком на поводке («Рядом»). Движение со щенком на поводке с левой стороны дрессировщика. Правильное положение с ненатянутым поводком поощряется лакомством и оглаживанием. При выбегании щенка и натягивании поводка дается команда «Рядом», сопровождаемая подтягиванием щенка поводком назад. Правильное положение вновь поощряется лакомством и оглаживанием. Приучение щенка садиться («Сидеть». Жест правая рука поднимается вперед на уровень плеча и сгибается в локте, предплечье вертикально, ладонь вперед). Приучение производится вкусопоощрительным методом. Взяв щенка на поводок, дрессировщик в правую руку бёрет лакомство и, показывая его щенку, поднимает руку над его головой, произнося одновременно команду «Сидеть». Поднятое кверху лакомство, к которому тянется щенок, и натянувшийся вследствие этого поводок заставляют его сесть. Как только щенок сядет, его оглаживают и дают лакомство. После ряда упражнений щенок будет садиться по одной команде или жесту. В последующих занятиях дрессировщик приучает щенка сохранять сидячее положение при отходе от него на 10—15 метров. Приучение к подходу к дрессировщику с обходом и посадкой у левой ноги («Ко мне». Жест — правая рука поднимается в сторону до уровня плеча, ладонь вниз и опускается в исходное положение). Подзывая щенка к себе (см. «Первый период»), дрессировщик показывает ему лакомство в правой руке, которую отводит назад, а затем перекладывает за спиной лакомство в левую руку. Следуя за лакомством, щенок обойдет дрессировщика сзади и подойдет к нему с левой стороны, где его оглаживают и отдают лакомство. Когда щенок по команде «Ко мне» будет выполнять указанное, то при подходе к левой ноге дрессировщика ему подают команду «Сидеть и дают лакомство после посадки. Постепенно после повторения этих упражнений щенок будет самостоятельно обходить дрессировщика и садиться у его левой ноги. Приучение щенка к подаче подноски (Апорт», «дай»). Щенка, приученного еще в прошлом периоде хватать в зубы поноску, приучают подавать ее дрессировщику. Дрессировщик подзывает к себе щенка, схватившего в зубы поноску. В том случае, если щенок с поноской убегает, его пускают на длинном поводке и затем подтягивают к себе с одновременной командой «Ко мне» Подошедшего щенка придерживают левой рукой за ошейник и, дав команду «дай»осторожно берут из его зубов поноску. После взятия поноски щенка оглаживают и дают лакомство. После ряда упражнений щенок будет охотно приносить и отдавать поноску дрессировщику. При учение к переходу щенка в свободное состояние («Гуляй». Жест — правая рука показывает направление отхода). Дрессировщик отстегивает поводок от ошейника у щенка, находящегося у левой ноги, и подает команду «Гуляй», делая одновременно жест правой рукой вперед и несколько шагов в ту же сторону. Если щенок не отходит, повторными командами «Гуляй», игрой и своим движением его побуждают к отвлечению от дрессировщика и свободному состоянию. Развитие недоверия к посторонним («Охраняй!»). Щенок должен находиться в привычной для него обстановке (дома или во дворе). Незнакомый ему человек сначала тихо, а затем громче стучит или царапает снаружи дверь или забор. Привлекая внимание щенка к этим звукам, дрессировщик делает движение по направлению к ним, возбуждая щенка своим движением и командой «Охраняй!» Проявление лая и бросков по направлению к звукам поощряется оглаживанием и лаской. В момент наибольшего возбуждения щенка помощник немного приоткрывает и снова закрывает дверь, показываясь, но в то же время как бы боясь лающего щенка. Входить помощник не должен. Приучение к плаванию (без команды). Проводится в жаркие дни в мелком, с пологими берегами водоеме. дрессировщик со щенком на поводке подходит к берегу и постепенно входит в воду. Боящегося щенка оглаживают и увлекают за собой. Можно, войдя в воду, звать к себе щенка, оставшегося на берегу. Бросать щенка в воду или применять принуждение не рекомендуется. Приучение к движению по доске («Вперед!»). Используя доску шириной в ЗО см, переброшенную через канаву, приучают щенка переходить через нее по команде «Вперед!» дрессировщик, проходя по доске сам, медленно проводит по ней щенка, давая одновременно команду «Вперед!» Первоначально дрессировщик идет первым, в отдельных случаях, если щенок упирается, боком или задом, маня за собой щенка. В дальнейшем, направив щенка по доске, дрессировщик идет сзади, поощряя щенка и постепенно приучая щенка двигаться без сопровождения. Приучение к прыжкам («Вперед!.»). Первоначально щенка приучают к прыжку через канаву шириной 50—70 см. Дрессировщик со щенком на поводке разбегается и в момент прыжка дает команду «Вперед!» Перепрыгнувший вместе с дрессировщиком щенок поощряется оглаживанием и лакомством. В дальнейшем дрессировщик уже не прыгает через канаву, а лишь разбегом побуждает щенка к прыжку. Разбег, дрессировщика постепенно сокращается, дрессировщик приучает щенка к самостоятельному прыжку по команде. За каждый прыжок щенок поощряется дрессировщиком, который переходит на другую сторону канавы, чтобы предупредить обратный прыжок щенка к нему. Лазание по лестнице («Вперед!»). Используется та сторона учебной лестницы, на которой ступеньки уже поставлены горизонтально и нижняя сторона защищена во избежание проваливания щенка. Дрессировщик со щенком на поводке ровным и медленным шагом поднимается по лестнице. При появлении у щенка робости движение приостанавливается, а собаку подбадривают восклицанием «Хорошо!» и ласковыми оглаживаниями. Достигнув площадки, щенка оглаживают, скармливают лакомство, дают возможность оглядеться и привыкнуть к высоте. При спуске по лестнице дрессировщик идет впереди щенка, поддерживая его за ошейник и подбадривая восклицанием «Хорошо!» с оглаживанием в том случае, если он начинает трусить. Одновременно с оглаживанием выправляют неправильные движения. После спуска щенка оглаживают и дают лакомство. Четвертый период (6—8 месяцев) Приучение к новым раздражителям (без команды). Щенка приучают к выстрелам из пугача, стартового пистолета или холостыми патронами из дробных ружей. Первоначально стреляют за 100—150 метров, в то время как щенок находится на поводке около дрессировщика. Если щенок не боится выстрела, дрессировщик постепенно сокращает расстояние до места стрельбы и, не доходя 50—60 метров, начинает заниматься дрессировкой. При появлении у щенка боязни выстрела дрессировщик, оставаясь на месте, успокаивает, ласкает щенка и дает ему лакомство. В том случае, если щенок бросается в сторону стреляющего с лаем, дрессировщик произносит запрещающую команду, сопровождая ее рывком поводка. Таким образом, щенок постепенно приучается не обращать внимание на звук выстрела. Приучение к движению рядом с дрессировщиком без поводка («Рядом»). После приучения щенка к движению рядом с дрессировщиком на поводке переходят к приучению движению рядом с дрессировщиком без поводка. Поводок в первое время спускается на землю. В случае выбегания щенка вперед или в сторону дрессировщик дает команду «Рядом», наступая на поводок ногой, отчего щенок получает рывок ошейником. При четком выполнении этого приема поводок снимается совсем. В дальнейшем изменяются темп и направления движения. При учение щенка садиться по команде и жесту («Сидеть». Жест см. «Третий период»). В этом упражнении приучают щенка сохранять сидячее положение продолжительное время при отходе дрессировщика на 20 - 25 метров, а также садиться по команде и жесту из положения «Лежать». Приучение щенка ложиться по команде и жесту (»Лежать». Жест правая рука поднимается до уровня плеча ладонью вниз и резко опускается в исходное положение). Приучение производится вкусопоощрительным методом. Посадив щенка возле себя с левой стороны, дрессировщик, повернувшись к нему, берется левой рукой за поводок около ошейника, затем в правую руку кладет лакомство, подносит его к морде щенка, одновременно подавая команду «Лежать». Постепенно отводя руку вниз и несколько вперед, он, не давая щенку взять лакомство, удерживает его поводком. При этом щенок, потянувшись за лакомством, вынужден будет лечь. Как только он ляжет, его удерживают в этом положении левой рукой, лежащей на холке, правой ему отдают лакомство и оглаживают, произнося одновременно «Хорошо». В последующих занятиях, после ряда повторений, когда щенок будет ложиться по одной команде, прием усложняют введением жеста, по которому щенок так же должен ложиться, как по команде, а затем приучают сохранять заданное положение при отходе дрессировщика на расстояние до 20—25 метров и принимать это положение из сидячего по команде и жесту. Приучение щенка к подаче предметов (»Апорт», »Дай»). Щенка, приученного в прошлом приеме брать в зубы и приносить подноску к дрессировщику, приучают носить поноску при движений рядом с дрессировщиком, брать ее у него из рук, поднимать с земли. При подноске щенка приучают обходить дрессировщика, садиться с левой стороны (как при подходе) и держать поноску в зубах до команды »дай» (в течение 0,5—1 минуты). Приучение к движению по бревну («Вперед!»). Щенка, наученного в прошлом периоде двигаться по доске, приучают к более сложному движению по бревну диаметром 20—30 см. Методика обучения остается той же, что и для передвижения по доске. Следует лишь на первых уроках обязательно поддерживать щенка, идя рядом с ним, правой рукой за ошейник, одновременно побуждая его к движению левой рукой под живот. Поддержка прекращается немедленно, как только щенок научится держать равновесие и освоит характер движения по бревну. Приучение щенка к прекращению нежелательных действий («Фу!»). Закрепление ранее пройденного приема путем введения более сильных раздражителей и более сильных мер принуждения.
|